Ответы на вопросы по реализации Федерального закона «О стратегическом планировании в РФ»

Ответы на вопросы по реализации Федерального закона «О стратегическом планировании в РФ»

1. Текущий статус Плана подготовки документов стратегического планирования Российской Федерации, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона N 172-ФЗ


Проект Плана подготовки документов стратегического планирования Российской Федерации (предусмотрен пунктом 1 Плана подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (документов), необходимых для реализации норм Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации") подготовлен Минэкономразвития России и в настоящее время находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. После утверждения Правительством Российской Федерации План будет доведен до сведения субъектов Российской Федерации.




2. Ход реализации Плана подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (документов), необходимых для реализации норм Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (утвержден Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым от 26 сентября 2014 г. N 6424п-П13)



В соответствии с указанным Планом к настоящему моменту приняты следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие отдельные вопросы осуществления стратегического планирования на федеральном уровне:


постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 г. N 631 "О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования" (вместе с "Правилами государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования")1;



постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 699 "Об утверждении Правил разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации";



постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 721 "О внесении изменений в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации";



постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. N 789 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации";



постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2015 г. N 822 "Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов";



постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2015 г. N 823 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации";



постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 г. N 870 "О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации";



постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2015 г. N 914 "О бюджетном прогнозе Российской Федерации на долгосрочный период" (вместе с "Правилами разработки и утверждения бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период");



постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации";



постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1218 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период" (вместе с "Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период");



постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. N 1234 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период");



постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 1449 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации" (вместе с "Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации").



3. Наличие несогласованности отдельных положений Федерального закона N 172-ФЗ и Федеральных законов N 131-ФЗ, N 184-ФЗ, Бюджетного и Градостроительного кодексов Российской Федерации



В целях обеспечения согласованности законодательства Российской Федерации с нормами Федерального закона N 172-ФЗ в 2016 г. Минэкономразвития России планирует инициировать внесение изменений в ряд федеральных законов - в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Градостроительный кодекс Российской Федерации по уточнению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования.


Предполагается совершенствование:


Федерального закона N 131-ФЗ - в части наделения муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) полномочиями по осуществлению стратегического планирования и разработке документов стратегического планирования;

Федерального закона N 184-ФЗ - в части исключения подготовки программ социально-экономического развития, наделения субъектов Российской Федерации полномочиями по осуществлению стратегического планирования и разработке документов стратегического планирования;

Градостроительного кодекса Российской Федерации - в части внесения норм, устанавливающих в качестве основания для разработки документов территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации документы стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом N 172-ФЗ.

Ожидаемый срок подготовки законопроекта - 1 полугодие 2016 года.




4. Порядок методического обеспечения стратегического планирования на региональном и местном уровне. Планируемые перечень, состав и сроки подготовки федеральных методических материалов по вопросам стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях.


В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона 172-ФЗ методическое обеспечение стратегического планирования в Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, что обусловливает необходимость подготовки совокупности федеральных методических материалов по подготовке документов стратегического планирования регионального и муниципального уровня. При этом данные методические материалы имеют рекомендательный характер.


Часть документов стратегического планирования, обеспечивающих и влияющих на региональное развитие, относятся к сфере компетенции Минэкономразвития России, другая часть - к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти.


Минэкономразвития России подготовлен проект Методических рекомендаций по разработке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, плана мероприятий по ее реализации, а также по организации мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. В настоящее время продолжается экспертная дискуссия по проекту. После ее завершения Методические рекомендации будут доступны для ознакомления, сбора замечаний и предложений на сайте Минэкономразвития России.


Планируется подготовка методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития муниципального района, городского округа, плана мероприятий по ее реализации (2016 г.).


В соответствии с положениями Федерального закона N 172-ФЗ Минэкономразвития России осуществляет методическое содействие по разработке долгосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также планов мероприятий по реализации стратегий субъектов в форме методических консультаций по решению практических вопросов разработки указанных документов стратегического планирования. Методические рекомендации по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации утверждены приказом Минрегиона России от 19 апреля 2013 г. N 169, в соответствии с п. 1.2.1 которых предусматривается подготовка проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации на основе стратегий социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, что соответствует статье 38 Федерального закона N 172-ФЗ, в связи с чем внесение изменений в данные методические рекомендации в этой части не планируется.


Федеральным законом N 172-ФЗ предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по методическому обеспечению стратегического планирования на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.


В этой связи, органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо принять соответствующий комплект документов регионального уровня, регламентирующих организацию процесса стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации.


Методическое обеспечение стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации направлено на формирование комплекса методических указаний, определяющих последовательность управленческих решений по стратегическому планированию, комплекс инструментов разработки и реализации документов стратегического планирования. Содержание методических указаний должно способствовать повышению эффективности и определенности действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере стратегического планирования, а также обеспечению согласованности региональных стратегических документов с документами стратегического планирования Российской Федерации.



Основные требования к региональным документам стратегического планирования определены в соответствующих статьях Федерального закона N 172-ФЗ.


На основании пункта 1 части 9 статьи 10 Федерального закона N 172-ФЗ разработку, координацию разработки и корректировку документов стратегического планирования, разрабатываемых на региональном уровне, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 172-ФЗ и нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 Федерального закона N 172-ФЗ.



Согласно пункту 1 части 8 статьи 10 Федерального закона N 172-ФЗ методическое обеспечение стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации осуществляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.



Основные требования к порядку разработки и содержанию прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период и прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период предусмотрены в статье 33 и статье 35 Федерального закона N 172-ФЗ. При этом, согласно части 7 статьи 33 и части 6 статьи 35 Федерального закона N 172-ФЗ порядок разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.



Перечень государственных программ субъекта Российской Федерации и порядок их разработки, реализации и оценки их эффективности утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.



К полномочиям высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации также отнесено осуществление методического обеспечения разработки и корректировки стратегии части территории субъекта Российской Федерации (ч. 10 ст. 32 Федерального закона 172-ФЗ). С учетом пункта 1 статьи 6 в его взаимосвязи с пунктом 6 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в законах субъектов Российской Федерации определять общие положения о порядке обеспечения согласованности долгосрочных целей и задач социально-экономического развития муниципальных образований с приоритетами и целями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.




На муниципальном уровне в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 11 Федерального закона N 172-ФЗ принимаются муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие последовательность, порядок разработки и содержание документов стратегического планирования муниципального образования.



Консультативная помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывается специалистами Департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития России по телефону 8(495) 650-87-00 (добавочные 2766, 2751) и электронной почте regstrateg@economy.gov.ru.



5. Осуществление взаимоувязки документов стратегического планирования различных уровней


В настоящее время существует проблема взаимоувязки документов стратегического планирования регионального уровня с документами Российской Федерации, а также документов муниципальных образований с документами субъектов Российской Федерации. Данный вопрос связан с необходимостью наличия документов стратегического планирования вышестоящего уровня для эффективной разработки документов стратегического планирования нижестоящего уровня. Для документов нижестоящего уровня это должно обеспечить иерархическую согласованность по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам с документами вышестоящего уровня.


В этой связи субъектам Российской Федерации целесообразно приводить в соответствие свои действующие документы стратегического планирования или разрабатывать новые после принятия основных документов стратегического планирования федерального уровня.


До выхода необходимых документов стратегического планирования Российской Федерации необходимо использовать существующие в субъектах Российской Федерации экономические и правовые механизмы стратегического планирования и прогнозирования.


Например, в 2015 году разработка бюджетного прогноза субъекта Российской Федерации на долгосрочный период может осуществляться на основе ранее принятого прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период с учетом внесения в указанный прогноз изменений, характеризующих особенности текущего экономического положения Российской Федерации и данного субъекта Российской Федерации.


В случае отсутствия по состоянию на 2015 год прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период органы государственной власти данного субъекта в целях соблюдения требований статьи 170.1 Бюджетного кодекса разрабатывают и утверждают новый прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период с учетом факторов изменения экономической конъюнктуры.


При этом, в дальнейшем, в бюджетный прогноз и прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период должны быть внесены коррективы, связанные с актуализацией действующего долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года либо с утверждением нового прогноза Российской Федерации на долгосрочный период.


Ряд важнейших документов стратегического развития Российской Федерации находится в стадии разработки либо согласования. Предполагаемые сроки подготовки документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации2:


бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период - январь 2017 г.;

прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период - сентябрь 2016 г.;

прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период - ноябрь 2017 г.;

стратегия социально-экономического развития Российской Федерации - июнь 2017 г.;

стратегия пространственного развития Российской Федерации - ноябрь 2017 г.3;

стратегии социально-экономического развития макрорегионов - сентябрь 2018 г.



В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России подготовило проект федерального закона "О внесении изменений в статью 47 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации", направленный на перенос срока подготовки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, определенного Федеральным законом N 172-ФЗ, с 1 января 2017 г. на 1 января 2019 г. В этой связи предполагается изменение сроков подготовки и других документов стратегического планирования.


По состоянию на декабрь 2015 г. законопроект находится в Правительстве Российской Федерации.


С принятием законопроекта срок подготовки документов на различных уровнях может быть установлен со сдвижкой на один год.




6. Допускается ли утверждение документов развития отраслей экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации, не предусмотренных частью 4 статьи 11 Федерального закона 172-ФЗ (Инвестиционной стратегии субъекта Российской Федерации, отраслевых стратегий и концепций и др.)?


Позиция Минэкономразвития России - принятие отраслевых документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации с учетом установленной Федеральным законом N 172-ФЗ системы документов стратегического планирования избыточно и нецелесообразно.


В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона 172-ФЗ перечень документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъектов Российской Федерации, является закрытым. Документы не предусмотренные перечнем, не являются документами стратегического планирования.


Утверждение документов развития отраслей экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации не воспрещается положениями Федерального закона N 172-ФЗ. Однако, во избежание избыточности, целесообразность их принятия должна определяться исходя из критерия отсутствия дублирования содержащихся в них положений и соответствующих положений стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и государственных программ субъекта Российской Федерации.


Минэкономразвития России также обращает внимание, что в соответствии с положениями части 1 статьи 37 и части 4 статьи 32 Федерального закона N 172-ФЗ указанные документы не являются основой для разработки государственных программ субъекта Российской Федерации, а их принятие в субъекте Российской Федерации нарушает принцип единства и целостности стратегического планирования (часть 2 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ).


С учетом закрепленного Федеральным законом N 172-ФЗ за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в сфере стратегического планирования по установлению требований к содержанию документов стратегического планирования, разрабатываемых в субъектах Российской Федерации (пункт 2 статьи 5), полагаем, что оптимальная модель стратегического планирования субъекта Российской Федерации в конкретной сфере (отрасли) социально-экономического развития состоит в указании приоритетов, целей и задач развития данной сферы (отрасли) в стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а мероприятий по их реализации - в плане мероприятий по реализации стратегии и в государственных программах субъекта Российской Федерации.


Таким образом, рекомендуется подготовка отраслевых разделов в составе стратегии субъекта Российской Федерации (в форме основных разделов либо в форме приложений) и соответствующего набора государственных программ субъекта Российской Федерации.



7. Статус программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, предусмотренный пунктом "г" части 2 статьи 5, пунктами "б", "в" части 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", не включенных в перечень документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации, установленный Федеральным законом N 172-ФЗ


Минэкономразвития России подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон N 184-ФЗ в части исключения норм о подготовке программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в соответствии с нормами Федерального закона N 172-ФЗ не является документом стратегического планирования.


В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" увязка стратегического и бюджетного планирования реализуется через механизм государственных программ Российской Федерации. Соответственно, на уровне субъекта Российской Федерации - через механизм государственных программ субъектов Российской Федерации.


В условиях расширения применения механизма государственных программ субъектов Российской Федерации, увязывающего в среднесрочном периоде приоритеты социально-экономического развития и процесс бюджетного планирования, подготовка программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации представляется избыточной.


При этом, согласно части 4 статьи 47 Федерального закона N 172-ФЗ документы стратегического планирования, принятые до дня вступления в силу Федерального закона N 172-ФЗ, считаются действительными до окончания установленного в них срока, если иное не установлено Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.


В соответствии с вышеизложенным, реализация программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации может быть завершена в установленные сроки.


Актуальные цели и задачи ранее утвержденных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в дальнейшем могут включаться в стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а мероприятия и необходимые для их реализации финансовые средства - предусматриваться в государственных программах субъектов Российской Федерации.


При этом разработка новых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, если у субъекта Российской Федерации есть потребность в таком документе, в настоящее время не запрещена.



8. Статус программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, полномочие принятия которых закреплено за органами местного самоуправления пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с частью 5 статьи 11 Федерального закона 172-ФЗ.


В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона N 172-ФЗ по решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться в муниципальных районах и городских округах стратегия социально-экономического развития муниципального образования (далее - муниципальная стратегия) и план мероприятий по ее реализации. Таким образом, 172-ФЗ наделяет муниципальные районы и городские округа (т.е. крупные муниципальные образования) правом подготовки указанных стратегических документов.


Муниципальная стратегия носит комплексный характер и направлена на развитие различных подсистем муниципальной экономики и социальной сферы. Исходя из части 2 статьи 39 Федерального закона N 172-ФЗ, реализация муниципальной стратегии осуществляется путем разработки плана мероприятий по реализации муниципальной стратегии. Кроме того, частью 5 статьи 11 Федерального закона N 172-ФЗ в перечне документов муниципального стратегического планирования предусмотрены муниципальные программы, которые также могут применяться в качестве механизма реализации муниципальной стратегии.


По мнению Минэкономразвития России, при наличии в муниципальном районе, городском округе муниципальной стратегии, плана мероприятий по ее реализации и муниципальных программ, предусмотренных частью 5 статьи 11 Федерального закона N 172-ФЗ, программа комплексного социально-экономического развития будет иметь избыточный характер и во многом дублировать положения указанных документов стратегического планирования. В этой ситуации разработка программы комплексного социально-экономического развития муниципального района, городского округа представляется нецелесообразной.


В то же время из части 2 статьи 39 Федерального закона N 172-ФЗ следует, что органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов вправе не принимать муниципальную стратегию и план мероприятий по ее реализации. В этом случае приоритетные направления, цели и задачи развития муниципальных районов, городских округов могут определяться в программах (планах) комплексного социально-экономического развития, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).



Таким образом, при отсутствии в муниципальном районе, городском округе стратегии социально-экономического развития и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития, предусмотренных частью 2 статьи 39 Федерального закона N 172-ФЗ, разработка программ комплексного социально-экономического развития является важнейшим альтернативным механизмом регулирования развития муниципальной экономики и социальной сферы для муниципальных районов и городских округов.



Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов могут быть актуализированы и войти в структуру муниципальных стратегий.


При этом для городских и сельских поселений подготовка программ комплексного социально-экономического развития является приоритетным инструментом обеспечения устойчивого развития.



9. Статус Порядка согласования стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в части полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с документами стратегического планирования, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации


читать далее по ссылке на источник...


Файл для записи:
05.04.2016
3974
Поселения
Статистика
Сейчас на сайте: 1
Гостей: 9
Всего сегодня: 1918
Сегодня были:
Больше всего пользователей (3) и гостей (3187) на сайте было 24.11.2019 22:51
Онлайнер Виджет
На странице: только Вы

Официальный сайт органов местного самоуправления Быстринского муниципального района

684350, Камчатский край, Быстринский район, с.Эссо, ул. Терешковой, 1. Тел./факс: (8 415-42) 21-330. E-mail: ADMesso@yandex.ru


Копирование информации сайта допускается при условии указания ссылки на источник информации: http://essobmr.ru